ПРОФСОЮЗ правоохранительных и силовых структур

Региональный независимый профессиональный союз сотрудников и ветеранов правоохранительных и силовых структур

Региональный Профсоюз Полиции

Мы защитим интересы каждого!

МВД будут реформировать бесконечно?

Если кто не помнит, в России до сих пор идет «реформа МВД». Запамятовать об этом немудрено, поскольку сами «преобразования» как-то не сильно отражаются на непосредственной работе правоохранительных органов – той, что на виду. Стоит ли удивляться, что подавляющее большинство обывателей, если верить ряду опросов, не очень-то и в курсе происходящих новаций, безопаснее себя уж явно не стали чувствовать, а переаттестованных полицейских по старой привычке кличут «ментами»?

Конечно, можно возразить на это в том духе, что, мол, реформа силового ведомства и должна быть интересной разве что узкой группе причастных. Но проблема наблюдается и здесь. Так, даже советник главы МВД, известный криминалист Владимир Овчинский охарактеризовал подготовленную экспертным сообществом к очередному круглому столу «дорожную карту» реформы весьма нелестно, как «набор лозунгов и банальностей», пусть и правильно звучащих. Проще говоря, видный эксперт признал, что работа над преобразованием в столь важном для государства ведомстве идет согласно старой поговорке «На колу висит мочало, начинаем все сначала». Между тем сама реформа была запущена, как мы помним, еще в конце 2009 года тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, то есть скоро мы все будем отмечать ее трехлетнюю годовщину. А есть что отмечать?..

Сводки происшествий разной степени паскудности с участием стражей порядка дают на этот, в общем-то, риторический вопрос отрицательный ответ. Снова обратимся к Овчинскому: «Необходимо решать проблему очищения органов. А то у нас получается, что реформа началась с Евсюкова, а закончилась Казанью, и это – замкнутый круг, из которого МВД не может вырваться до сих пор. Нужно это преодолевать». Понятное дело, что когда перед тобой – документ, наполненный банальностями и лозунгами, то ими же и остается его комментировать. Понятно и то, что наши люди, как известно, «медленно запрягают, да быстро едут». Но чтобы настолько медленно! Тем более что одно время даже казалось, что всё – поехали. Когда пошла та самая переаттестация, которую позже в самом ведомстве признают провальной, отметив (чтобы не было совсем уж противно смотреться в зеркало по утрам) лишь отдельные «плюсы» вроде «сохранения жесткой вертикали управления в системе» (?) и «повышения финансирования».

Но главная заявленная цель так и не была достигнута, что и нашло отражение в рассматриваемом рабочей группой документе: «Нарушения законности в органах внутренних дел продолжают иметь место… В основе на службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции, с их положительными и отрицательными качествами». Тут логично было бы сделать и соответствующие оргвыводы. В конце концов, от ошибок не застрахован никто, но у каждой ошибки, как известно, есть фамилия, имя и отчество. Однако Рашид Гумарович Нургалиев нынче занимает ответственный пост замсекретаря Совета Безопасности РФ, да и про остальных исполнителей переаттестации не скажешь, что их как-либо репрессируют или хотя бы просят публично объясниться.

В беседе с обозревателем KM.RU обеспокоенность явно затянувшимися дискуссиями вокруг реформы МВД выразила и участник рабочей группы, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы, глава Общественного совета при ГУ МВД по г. Москве Ольга Костина:

– К сожалению, такая опасность действительно есть в любом проекте, тем более такого масштаба, как реформа МВД. Есть риск все в итоге «заболтать». И, кстати, один из наших коллег на заседании прямо об этом и заявил, что так мы можем собраться еще и через месяц, и через два месяца – и наверняка будут предложены какие-то поправки и дополнения к тем документам, которые мы уже согласовали.

На самом деле, при всей продуктивности вчерашней работы, осталось невыясненной, как и когда будут реализовываться положения концепции. Так, предложение о ее обкатывании в пилотных регионах (данное предложение прозвучало из уст депутата Александра Хинштейна. – Прим. KM.RU) не было поддержано министром. Владимир Александрович отметил, что нужно все же комплексно подходить к подобным вещам.

Так что лично у меня тоже пока пока нет ответа на вопрос о сроках реализации уже утвержденных положений реформы. Я надеюсь, что сейчас, когда «дорожная карта» будет наконец утверждена в том виде, в котором вчера была принята, с учетом всех основных замечаний, министерство уже примет решение и о формате его реализации. Вчерашняя задача заключалась в том, чтобы закончить дискуссию, пусть и промежуточную. Теперь дело за министерством.

– Есть ли какая-то определенность хотя бы вокруг повторной переаттестации, о необходимости которой уже не раз заявлялось на самых верхах?

– Пока что та переаттестация, которую начал Нургалиев, считается завершенной, и когда, а также каким образом будет происходить следующая, не очень понятно. Но я думаю, что необходимо вообще проводить некую периодическую переаттестацию для сотрудников МВД разного уровня – об этом мы тоже говорили. Аттестация не должна быть однократным «эпохальным мероприятием»: должна вестись постоянная работа в направлении улучшения кадров.

Надеюсь, что министерство выработает соответствующий регламент, и мы его увидим. Тем более что речь шла и о том, чтобы общественный совет или, например, представители профильных общественных объединений тоже принимали участие в ее проведении. Если Вы помните, в прошедшей переаттестации сотрудников органов внутренних дел принимали участие представители Общественной палаты. Но тогда это была такая экспериментальная история, а, быть может, теперь действительно стоит подумать и о ее системном закреплении.

Виктор Мартынюк
Источник: km.ru