ПРОФСОЮЗ правоохранительных и силовых структур

Региональный независимый профессиональный союз сотрудников и ветеранов правоохранительных и силовых структур

Региональный Профсоюз Полиции

Мы защитим интересы каждого!

Открытая полиция на примере Великобритании

Специфика раскрытия государственных данных, находящихся в ведении инстанций по внутренним делам, в том, что их публикация сталкивается с более сильным сопротивлением, чем во многих других случаях. В частности, речь идет о данных, относящихся к полиции. Вокруг этой темы обычно бывает большое напряжение, так как, с одной стороны, открытый доступ к различным категориям соответствующих данных живо и массово интересует граждан, в том числе правозащитников, а с другой стороны, закрытые инстанции с большой неохотой расстаются с традицией.

Многие данные, действительно, конфиденциальны и раскрытию не подлежат. Например, информация, касающаяся людей, ставших жертвами преступников. Однако данные о бюджетных расходах, о доходах сотрудников, о статистике преступлений и их обстоятельствах в принципе могут стать достоянием общественности, а их публикация, как ожидается, должна способствовать повышению безопасности.

Как бы то ни было, в некоторых странах данные о полиции уже раскрываются в рамках общей государственной тенденции к прозрачности. В качестве примера возьмем Великобританию. Контекста ради скажем, что общественная кампания за открытый и бесплатный доступ к государственным данным началась там еще в 2006 г. Большую роль в этом сыграла деятельность газеты Guardian, одного из первых изданий, которые стали энергично заниматься журналистикой данных. В 2010 г., по итогам многочисленных переговоров на правительственном уровне и исследований по вопросу, насколько открытость выгодна государству, был открыт центральный государственный ресурс Data.gov.uk, на котором собраны пакеты различных данных, доступных для скачивания и дальнейшей машинной обработки. Там есть раздел, посвященный отчетности со стороны Home Office (МВД), где, среди прочего, публикуются данные о деятельности полиции. Однако в 2011 г. дополнительно открылся отдельный ведомственный сайт Police.uk, полностью посвященный полиции. Там же есть организованный каталог ссылок на официальные сайты локальных полицейских учреждений.

Смысл существования отдельного полицейского сайта, в частности, в том, что бюджетирование этого института производит не только МВД, но и ряд других инстанций (в частности, локальная администрация); а также в том, что спрос на информацию о полиции у общественности велик. Причем спрос не только на данные, которые в первоначальном виде неудобоваримы и нуждаются в специальном анализе, а на готовые инструменты для оперирования этими данными, а также на информацию о конкретных полицейских участках, их сотрудниках, координатах и пр.

1 февраля 2011 г. на сайте появились интерактивные карты преступлений, на которых пользователь может видеть, в каких районах и в какое время суток риск оказаться жертвой преступника возрастает. В первые дни существования этих карт сайт был труднодоступен, потому что не справлялся с трафиком: на такую бешеную популярность проекта среди общественности создатели не рассчитывали. Тогда же в блоге при газете Telegraph появилась заметка, автор которой предсказывал радикальные изменения на рынке жилья из-за того, что люди будут воспринимать информацию некритически и массово избегать статистически неблагополучных районов.

Государственные данные там, естественно, выложены, но сайт рассчитан и на широкую аудиторию с ее практическими нуждами. Там приводятся адреса (с картой) и телефоны полицейских участков. Кроме того, вывешены списки сотрудников с фотографиями, именами и должностями. Правда, зачастую без какой-либо дополнительной информации. По локальному же признаку производится формирование добровольческих дружин, призванных помогать полиции в наблюдении за порядком. На сайте можно узнать о том, как стать дружинником и в каком режиме предстоит работать. Наконец, там можно легко найти координаты людей, ответственных за работу полиции в том или ином районе, и информацию об этих людях, а также о деятельности их ведомства.

С одной стороны, это был большой прорыв в направлении открытости. С другой стороны, сразу обнаружилось множество подводных камней. При использовании опубликованных там данных могут возникать недоразумения, легко порождающие ошибки и, как следствие, дезинформацию. Например, обнародование данных о совершенных преступлениях представляет собой компромисс между открытостью и конфиденциальностью. Надо отчитаться, что преступление было, но сделать это так, чтобы не раскрывать информацию о жертве. Точное указание на место преступления рассматривается как деанонимизация жертвы.

Компромиссное решение состоит в том, чтобы указывать место не точно, а приблизительно - скажем, соседнюю улицу. Какое-то представление о распределении преступности по городу получить можно, но насколько велика погрешность в публикации Guardian на основе этих данных«100 самых криминальных улиц», без дополнительных подтверждающих источников судить трудно.

Из тех же соображений конфиденциальности не публикуются преступления, совершенные на улицах, где меньше 12 домов (слишком легко вычислить). Иными словами, данных о преступлениях на маленьких улицах просто может не быть. Наконец, некоторые сводки данных фиксируют только сообщение о преступлении, но не обновляются позднее, хотя в ряде случаев выясняется, что преступления не было. Впрочем, такого рода замечания - это даже не критика системы, а скорее предостережение для пользователей, которым нужно критически подходить к работе с данными.

Источник: polit.ru